Здоровье ребёнка в ваших руках. Простуда или ОРВИ у малышей Уважаемые родители! Многие считают, что их ребёнок заболел, потому что пил холодную воду прямо из - под крана или ел мороженое, бегал раздетым по улице или сидел у открытой форточки. Они совершенно забывают, например про такие факты, как накануне болезни их ребёнок ехал с мамой в переполненном автобусе и там кто-то чихал и кашлял. *Помните: всякая простуда - это, как правило, вирусное гриппоподобное заболевание, которое возникает при контакте с больным человеком. Специальные исследования показывают, что возбудителем ОРВИ является не один - единственный вирус, а великое множество (на сегодня учёным известно свыше 200 таких вирусов). В связи с тем, что после перенесённого заболевания вырабатывается нестойкий иммунитет, ребёнок может заражаться очень часто, даже при самом кратковременном контакте. При этом необязательно, чтобы контакт с тяжелобольным человеком вызвал у ребёнка развитие очередного заболевания. · Берегите детей, в первую очередь, от неоправданных контактов с вирусными инфекциями. · Знайте, что практически каждая встреча с любым из вирусов, вызывающих ОРВИ, как правило, заканчивается для ребёнка первых лет жизни заболеванием. · Особенно старайтесь защитить малышей от респираторных инфекций, вызывающих различные осложнения и наносящих существенный вред детскому организму в силу особенностей строения детской дыхательной системы. · Следите за тем, чтобы переболевший ОРВИ, не переохлаждался в первые дни после болезни, в частности не ходил босиком по холодному полу, так как подошвы ног рефлекторно связаны с носоглоткой. Специальными исследованиями установлено, что после нескольких перенесённых ОРВИ, на первом и втором году жизни, у многих детей затем на протяжении 3-4 лет могут отмечаться явления кислородного голодания организма, в связи с тем, что нарушается проходимость воздухоносных путей и, как следствие, снижается необходимый уровень насыщения крови кислородом в лёгких. При охлаждении стоп наступает спазм кровеносных сосудов. Аналогичные явления в ту же минуту возникают и в носоглотке, что ведёт к понижению температуры слизистых оболочек носа. Присутствующие здесь вирусы и микробы начинают бурно размножаться, и в результате у ребёнка пробежавшего несколько раз по холодному полу, могут вновь возникнуть насморк и кашель, и он опять заболевает ОРВИ. Чаще всего это наблюдается у детей, являющихся носителями вирусов. *Строго соблюдайте назначения врачей, оберегайте своих детей от сквозняков и любого переохлаждения в период выздоровления после заболевания. Даже если ребёнок не является хроническим вирусоносителем, организм его после заболевания сильно ослаблен. Желательно, чтобы малыш, как минимум, не болел хотя бы один месяц. *Закаливайте вашего ребёнка, это защитит его от частых заболеваний. При закаливании повышается устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что в организме в результате формирования защитных реакций увеличивается выработка тепла и уменьшается теплоотдача. Одновременно происходит и повышение иммунитета благодаря увеличению выработки в организме интерферона, лизоцима и других защитных факторов. *Сделайте закаливание общим семейным оздоровительным мероприятием. Как закалять малышей Если у вашего ребёнка стопы постоянно холодные на ощупь и мёрзнут – значит, у него высока предрасположенность к гриппу и ОРВИ. Физиологи доказали, что подошвы ног - одна из самых мощных рефлексогенных зон человека. На стопах представлены точки всего организма и имеются закаливающие зоны. Подошвы ног - это своеобразный распределительный щит с 72 тысячами нервных окончаний, через который можно подключиться к любому органу - головному мозгу, лёгким и верхним дыхательным путям, печени и почкам, эндокринным железам и другим органам. Вот почему ходьба босиком тонизирует организм и способствует поддержанию его в здоровом состоянии. *Начните заниматься с ребёнком ходьбой босиком, так как это своеобразные сеансы точечного массажа и закаливания. *Старайтесь, чтобы ребёнок занимался дозированным босохождением регулярно, так как настоящий закаливающий эффект обычно наступает лишь при длительных систематических тренировках. *Начинайте закаливание детей ходьбой босиком с раннего возраста: сначала с хождения по ковру или половику, затем по деревянному полу. *Используйте специальные резиновые коврики с шиповым рифлением, которые можно приобрести в хозяйственных или спортивных магазинах. *Каждое утро вместе со своим ребёнком начинайте зарядку с ходьбы босиком на таком коврике. *Предложите ребёнку помассировать стопы ног с помощью скалки или круглой палки, катая их подошвами ног по несколько минут в день. *Одновременно совмещайте этот вид закаливания малыша с ежедневными ножными ваннами, последовательно снижая температуру воды. *При занятиях на природе желательно, если есть такая возможность, после ходьбы по тёплому песку перейти на траву, затем потерпеть покалывание свежескошенной стерни и завершить прогулку на земляной тропинке и в мягкой дорожной пыли. *В домашних условиях занятия надо начинать с ходьбы по ковру или полу, затем продолжить на коврике с шиповым рифлением и заканчивать следует на ковре. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность.
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 3-4 ЛЕТ Обогащение словаря. Развитие звуковой культуры речи ребенка 3-4 лет – одна из важнейших задач этого возрастного периода. Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз («пойдем кушать», «пойдем гулять» и т.д.), и его первые самостоятельные слова ( «мама», «папа», «дай»). Формирование правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки. Большую роль при работе с детьми 3-4 лет играют игровые упражнения на вызывание звуков (что надо сказать врачу, когда он осматривает твое горлышко, - «а – а – а»; как гудит паровоз? – «у-у-у»), звукоподражательных слов, которые в этом возрасте усложняются за счет включения звуков различной характеристики ( «кря-кря», «хрю - хрю», «му - му» и т.д.). Надо помнить, что дети подражают взрослому, а не звукам природы, например, мычанию коровы, т.е. имитация, осуществляется опосредованно, через речь, которая должна быть ясной и четкой. Использование звукоподражательных слов способствует развитию силы голоса (громко, тихо) и артикуляционного аппарата. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. Сначала малыш узнает предметы на картинках, но не называет их. Например: он показывает корову, но может лишь сказать, как она мычит; узнает петушка, но может только воспроизвести как он кукарекает. В возрасте 3-4 лет пассивный словарь малыша намного больше активного. Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная работа. Использование иллюстрационного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (дикие и домашние животные, птицы), также расширяют словарь ребенка. Картина вместе с представлением о предмете несет представление, о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтение литературного произведения, постановкой вопросов. Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи («котенок маленький, а кошка большая» и т.д.). Работа с каждой иллюстрацией условно делится на 4 этапа, которые последовательно сменяют друг друга. · 1 этап – научить ребенка произносить звукоподражательные слова громко и тихо. · 2 этап – вводить в пассивный, а затем в активный словарь ребенка слова, обозначающие животных, птиц и их детенышей, употреблять прилагательные «маленький - большой». · 3 этап – научить ребенка различать и называть части предметов (туловище, голова, хвост, рука, лапа и т.д.). · 4 этап – приучать слушать художественные произведения (стихотворения, потешки). Учить договаривать слова, фразы. Читать потешки, стихотворения целиком с помощью взрослого. |