Родителям на заметку!
При слове «логопед» люди, далёкие от этой профессии, представляют себе Ролана Быкова в роли чудака, исправляющего «фифекты ечи» и «фикции».
К счастью, настоящие логопеды не походят на этого киногероя, а постановка звуков – всего лишь малая часть того, чем они занимаются. Речевые нарушения появляются в детстве, часто в раннем детстве, поэтому на консультацию к логопеду нужно попасть как можно раньше.
Проблемы с неправильным звукопроизношением – не самые сложные у современных детей. Сейчас много встречается детей, умеющих одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Активность обоих полушарий – это прекрасно, но, к сожалению, эта особенность для многих стала тормозом речевого и психомоторного развития. Поэтому логопедия стала даже более востребованной, чем раньше.
В основе речевых проблем всегда присутствуют нарушения в психомоторике, общении. Сверхтребовательность, поселившаяся в родителях вместе со страхом социальной и экономической неопределённости, страхом за будущее, сказывается на детях. У них страх совершить ошибку – чуть ли не врождённый, что отражается на мышечном тонусе, развитии речи и общей незрелости, приводит к гиперактивности, аутизму, логоневрозу.
Нарушение звукопроизношения – не причина, а следствие неправильной работы всего артикуляционного аппарата, тонуса, неразвитости фонематического слуха. Всё это потом сказывается на успеваемости в школе, если, конечно, не будут предприняты титанические усилия родителей и учителей.
Логика тут такая. Неготовность речевого аппарата создаёт трудности с произношением. Ребёнок перестаёт вслушиваться в речь – как в речь окружающих, так и в свою. Появляются проблемы с фонетико-фонематическим развитием. А это отражается на развитии как устной, так потом и письменной речи.
Неправильное формирование речи, требующее помощи логопеда, может быть обусловлено следующими причинами:
Для малыша мало времени общения с родителями, малыш получает мало внимания
ЗРР – задержка речевого развития
ОНР – общее недоразвитие речи
Нарушения слуха
ЗПРР – задержка психоречевого развития
Темповая задержка развития речи
Нарушения строения артикуляционного аппарата
Афазия – нарушение уже сложившейся речи из-за повреждений коры головного мозга
Дислексия – избирательная утрата навыков чтения, письма или устной речи при общей способности к обучению
Алалия – может быть как выборочным, так и полным отсутствием речи при поражениях коры больших полушарий и головного мозга
Облегчение, оглушение/озвончение – выпадение звуков, а так же неверное произношение согласных звуков
Дизартрия - утрудненное произношение звуков и слогов, а также слов. Сложности с произношением членораздельной речи.
Дислалия – общее нарушение звукопроизношения
Логопедические занятия для детей ориентированы на:
Развитие артикуляционной моторики
Постановку, дифференциацию, автоматизацию звуков
Развитие мелкой развитие мелкой моторики
Развитие памяти, внимания, логического мышления и восприятия
Развитие фонематического слуха.
Профилактику и коррекцию имеющихся недостатков письменной речи.
Казалось бы, даже небольшие недостатки речи, в будущем могут быть нешуточной проблемой для человека. Нужно также обозначить и особенность податливости к коррекционным процедурам для человека – чем раньше обратиться к логопеду-дефектологу, тем более успешным будет эффект!
Ваш учитель-логопед Евсеева О.Н. |