Этикет для малышей Иногда мы и сами с трудом представляем, что же такое хорошие манеры, а уж применяем их и того реже, чего греха таить: Но, как говорится, учиться никогда не поздно – значит, давайте постигать вместе с нашими маленькими сокровищами! С чего начать Когда начинать прививать малышу «правильные» манеры? Специалисты считают, что основы закладываются в первый год жизни малыша: он наблюдает за тем, как мы общаемся друг с другом и с ним, и усваивает это. Поэтому очень важно, чтобы в семье был уважительный стиль общения. Пока ребенок маленький, ненавязчиво прививайте ему полезные навыки: аккуратно есть, убирать за собой, помогать другим, благодарить за угощение, поздравлять близких с Днем рождения, здороваться со знакомыми. А уже в возрасте трех лет происходит закрепление усвоенных подсознательно норм поведения. Хотя в этот период ребенок, переживающий «кризис 3-х лет», может проверять родителей на прочность: а действительно ли нельзя то, что нельзя? Если выдержать в этот момент свою линию и продолжать подавать ребенку положительный пример, то к шести годам он уже сможет назвать и к месту применять 10-15 вежливых слов и выражений, правильно сидеть за столом, встречать и провожать гостей.
- Одно из основных слов, которому следует научить ребенка, - «здравствуй». Говоря его, мы обозначаем: тому, кому оно адресовано, мы желаем добра и здоровья.
- Также нужно научить малыша словам «пожалуйста», «спасибо», «извини», «до свидания». Ребенок должен знать, когда применяются эти «волшебные» слова.
- Трехлетку вполне можно приучить следить за игрушками, опрятно одеваться, помогать маме убирать квартиру и развешивать белье, поливать цветы, мыть руки после улицы и перед едой, быть причесанным, чистить зубки, пользоваться носовым платочком.
- Если же малыш бунтует и всячески пытается привлечь ваше внимание, действуйте по обстоятельствам и ощущениям. Иногда выходки ребенка лучше подчеркнуто игнорировать, иногда – отвлекать его, а иногда и наказывать.
3 главных правила для родителей Как объяснить малышу, что быть вежливым – это важно? Метод убеждения наименее эффективен в возрасте до 5-6 лет. Однако есть некоторые хитрости, позволяющие, не прибегая к нравоучениям и нотациям, привить детишкам «правильные» понятия. ПРАВИЛО №1: ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР! Ребенок, как уже говорилось, воспитывается в первую очередь родительским примером, он – наше «кривое зеркало», как ни крути. Если в семье слова «пожалуйста» и «извини» не звучат из уст взрослых, если вместо «Спокойной ночи!» звучит «Спи быстро!», вместо «Дай, пожалуйста!» слышится «Отдай, а то сейчас получишь!» - глупо ждать потрясающих педагогических результатов. И не стесняйтесь честно признавать перед малышом свои ошибки.
Практика: этикет за столом Стол, за которым собирается вся семья – важнейшее место в доме, здесь постигается наука семейных ценностей, навыки поддержания беседы, гостеприимства.
Как сидеть за столом? На расстоянии 10-15 см от него, ступни – параллельно полу, спина прямая, еду следует подносить ко рту, а не наоборот, локти – опущены и ни в коем случае не на столе. Лучше есть одной рукой, а вторую положить на колени. Научить ребенка правильно сидеть за столом несложно – предложите ему, например, пообедать с книжками под мышками.
Приступать к еде нужно после того, как все наполнят тарелки, блюда передавать справа от себя, есть не очень быстро, но и не слишком медленно, не чавкать, отрезать только по одному кусочку. Перед едой всем пожелать приятного аппетита, после трапезы – поблагодарить.
ПРАВИЛО № 2: ИГРА! С помощью игрушек проиграйте поучительную историю, а потом обсудите ее с ребенком. Сначала взрослый играет за всех героев, периодически спрашивая совета у ребенка: как поступить герою? Почему у того что-то получилось, а что-то нет? Практика: учимся общаться С вашим крохой не хотят играть детки в садике или на площадке, потому что он жадничает или невежлив? Проиграйте с ним следующую ситуацию.
Лисичка очень любила кукол и часто приносила их в сад. Зайчик: «Лисичка, дай мне, пожалуйста, твою куколку! Я посмотрю и отдам». Лисичка: «Не дам, мне она нужнее!»
Расстроился зайчик и ушел от Лисички. Подошла к Лисичке Белочка. Белочка: «Лисичка, давай поменяемся: я дам тебе мою куклу посмотреть, а ты мне - свою. Давай в дочки-матери играть?» Лисичка: «Еще чего! Моя кукла новая, ты ее сломаешь».
Расстроилась Белочка и ушла играть с другими зверушками. Надоело Лисичке сидеть со своей куклой и она решила… Лисичка: «Эй, Зайчик! Ты все равно ничего не делаешь, давай поиграем!» Зайчик: «Извини, но я не хочу играть с тобой». Лисичка: «Белочка, иди сюда, будем играть!» Белочка: «Я уже с Мишкой играю».
Никто из зверушек не захотел играть с Лисичкой.
Обсудите с ребенком, почему зверушки отказались играть с Лисичкой, и проиграйте поучительный финал истории.
Лисичка: «Зайчик, Белочка, извините меня, пожалуйста. Я вела себя грубо. Если хотите, смотрите мою куклу и давайте вместе играть». Зайчик и Белочка: «Хорошо, Лисичка, спасибо!».
В следующий раз позвольте ребенку играть за Зайку или Белочку, а потом и за Лисичку. Спросите, как поступит сам малыш, когда принесет новую игрушку в садик?
ПРАВИЛО № 3: ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «Лечебную» сказку можно специально «подогнать» под «потребности» малыша – тогда он прослушает ее с еще большим удовольствием, особенно если сам будет главным героем. У Шарля Перро есть замечательная «символ»-сказка о двух сестрах, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая получила в дар от волшебницы способность при каждом слове ронять изо рта цветы и драгоценные камни. Вторая же, нагрубившая волшебнице, была наказана: роняла изо рта змей и жаб. Русский вариант – сказка о Бабушке вьюге или Морозе Ивановиче («Морозко»), где вежливая и работящая девушка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая да ленивая, – ларцом со снегом. Множество мультфильмов также разъяснят малышу, как нужно себя вести (например, «Крошка Енот», «Мешок яблок», «Заяц-хваста», «Вовка в тридевятом царстве», «Мойдодыр»). Практика: что такое хорошо, что такое плохо Вот, например, игра-история об одном дне из жизни Маши.
«Доброе утро, доченька! Вставай, умывайся», - сказала мама. Но Маша ответила: «Даже не подумаю! Я спать хочу!» Наконец, после долгих уговоров Маша встала с постели. Выйдя на кухню, она встретила бабушку и закричала: «Привет, бабуля!» По дороге в сад Маша увидела девочку из своей группы, но сделала вид, что не заметила ее. Когда Маша вошла в группу, то громко со всеми поздоровалась. Пока дети играли, девочка Катя задела стакан с карандашами, и те рассыпались, но Маша успокоила ее: «Давай я помогу собрать!» На прогулке Маша случайно толкнула своего друга, но не извинилась. Вечером, когда за ней пришла мама, Маша попрощалась с ребятами и воспитателем…
В тех местах, где вы ожидаете реакции малыша, делайте паузы.
Вы можете придумать истории о посещении театра, гостей, поликлиники. Важно, чтобы в них были как отрицательные, так и правильные поступки героя - чтобы внимание ребенка не рассеивалось, и он учился отличать хорошее от плохого.
Советы - Практикуйте походы с малышом в театр, цирк, кафе, парикмахерскую, в гости, на концерт. При этом мягко корректируйте его поведение в этих местах. Это научит ребенка спокойно реагировать на публику, уверенно держаться в любой ситуации и правильно общаться с окружающими.
- Если ваш малыш забывает говорить «волшебные» слова, не заставляйте его - особенно публично. Один раз сделайте это за ребенка, а в другой - обязательно похвалите бутуза за «минимальное» правильное поведение.
- Если вы воспитываете девочку, то можно сказать: «Настоящие принцессы не утруждают себя даже за столом, а позволяют поухаживать за собой мужчинам. А мальчиков можно попросить: «Поухаживай за мамой как настоящий джентльмен, передай, пожалуйста, салат».
* * * У каждой семьи свой образ того, каким должен быть ребенок, чтобы считаться вежливым. Тем не менее, самое главное – любить малыша таким, какой он есть, и почаще говорить ему об этом. Ведь никакие педагогические методики не заменят простого родительского: «Ты у нас самый лучший!»
|